Жизнь в гармонии

Прикладные практики осознанности

Мир как иллюзия

Западному человеку зачастую сложно понять, почему восточные учения подчеркивают, что весь видимый мир есть иллюзия (майя), что мы на самом деле спим и видим сны, и что если мы хотим избавиться от страданий и обрести истину, то нам необходимо пробудиться. 
(Пресловутое "просветление" - это всего лишь неудачный перевод термина "пробуждение".) 
 
Но в действительности, со временем приходит понимание, что предлагаемая метафора сна не так уж далека от истины, и что не нужно быть философом, принимать буддизм или годами сидеть в медитации, чтобы увидеть все это своими глазами. 
 
Мы познаем мир. Мы смотрим, изучаем, анализируем, пытаемся понять. Что-то познаем на своем опыте, что-то воспринимаем от других в готовом виде в виде советов, рассказов, объяснений. Все это нужно для того, чтобы у нас в уме сформировалась некая модель окружающего мира, благодаря которой мы можем жить и функционировать. Из нитей жизненного опыта сплетается целостный образ, и мир для нас субъективно становится все более понятным, объяснимым и предсказуемым. 
 
Мы формируем то, что принято называть "картиной мира" - концептуальное отражение реальности. Мы формируем также ментальный образ самого себя - то, какие мы есть ("реальное Я", по К. Роджерсу), и то, какими бы мы хотели себя видеть ("идеальное Я"). 
Но ведь картина мира - это не сам мир. Карта, как говорил Бейтсон, это еще не территория. А наша картина мира - это даже не ментальная карта, а карта карты карт. Между тем, когда картина мира создана, мы перестаем ее замечать и поселяемся в этом мире концепций, считая свою картину мира реальностью. 
 
Наиболее ярко, конечно, это видно на примере психотиков. Зачастую их картина мира настолько неадекватна, что они становятся опасными для себя или других, не говоря уже о том, насколько это мучительно для них. Иллюзия, которую они себе создали и в которой поселились, их "матрица", создает для них настолько прочный защитный барьер, через который порой практически невозможно пробиться Реальности. Включаются фильтры восприятия, посредством которых реальность воспринимается совершенно искаженным образом. 
 
Но и все мы, "здоровые" люди, отличаемся от психотиков лишь тем, что наши картины мира более адекватны и социально приемлемы. Мы продолжаем жить каждый в своей картине мира, по сути, видеть каждый свое собственное сновидение. Сны психотиков кошмарны, наши же - порой скучны, порой забавны, порой приятны. Какие-то сновидения являются общими - например, когда некий элемент нашей картины мира разделяется большинством людей. Другие сновидения относительно уникальны - это наши личные проекции, неврозы и фильтры восприятия, через заслон которых мы пытаемся воспринимать мир. 
 
Ни одна карта не может быть такой же подробной, как территория, которую она описывает. Любая карта - это всегда упрощение, на карте обозначены лишь отдельные ключевые объекты территории. И любая модель - это всегда жесточайший редукционизм, огрубление реальности, выхватывание из нее лишь ограниченного воспринимаемого опыта, к тому же, пропущенного через мясорубку картины мира автора модели. 
 
Мы еще можем понять и принять это относительно, например, научных знаний. Мы понимаем, что, например, теория эволюции - это модель, с помощью которой мы пытаемся осмыслить определенный набор эмпирических данных. Но когда речь заходит о нашей обыденной жизни, мы не осознаем, что вот прямо сейчас мы живем внутри определенных концепций, внутри, по-сути, собственной иллюзии. И у нас практически нет шанса воспринять Реальность напрямую, без опосредования своего опыта рамками привычных концепций. Даже самих себя мы не воспринимаем напрямую, а лишь опосредуя через ментальные образы реального и идеального Я. 
 
Возможно ли пробуждение от сна иллюзий, возможно ли воспринимать мир не через привычные искажающие модели? 
 
Да. 
 
Нужно ли для этого отказываться от всего того, что наработано за тысячелетия развития культуры, науки, искусства и возвращаться в первобытное состояние? 
 
Конечно, нет. 
 
Но вот что действительно важно, так это, как минимум, перестать считать нашу модель мира, наши привычные взгляды по любому вопросу, включая себя самих, "настоящими" и "реальными". ВСЕ, что мы ДУМАЕМ, мы думаем из привычной модели, привычных концепций. 
Перефразируя Декарта, "я сомневаюсь - значит, я перестаю верить в достоверность своего сновидения". 
 
Ну и, разумеется, поскольку все вышеописанное изложено концептуальным языком, это тоже лишь модель, лишь очередная концепция, которую нельзя считать действительно истинной.

You have no rights to post comments