Современный учитель практик осознанности Шинзен Янг, в традиции которого я обучаюсь методам Basic Mindfulness у Виктора Ширяева, как-то сформулировал тезис, что Страдание = Боль х Сопротивление. Ему же принадлежит вытекающая из этой формулы мысль, что "Боль в жизни неизбежна, страдание - опционально".
Я не буду сейчас подробно останавливаться на комментариях к этой формуле. И не только потому, что сам Шинзен Янг, Экхарт Толле и Виктор Ширяев объясняют её исчерпывающим образом [см. напр. 1]. На самом деле, мне кажется несравнимо более важным раскрыть один очень неочевидный момент, напрямую связанный с темой страдания.
Действительно, страдание возникает именно тогда, когда есть боль и есть сопротивление этой боли. Но возможна ситуация, когда есть и боль (неважно, физическая или эмоциональная), и сопротивление ("я не хочу, чтобы так было"), а страдания - нет. Страдание непременно должно иметь в своем основании бессознательную установку, которую можно назвать "верой в целесообразность страдания".
Другими словами, я страдаю потому, что верю, будто бы факт моего страдания заставит Жизнь обратить на меня внимание и дать мне желаемое. Ведь все, что мы делаем, мы делаем для чего-то. У любого поступка есть своя цель.
Разумеется, это звучит как странная нелепость, и никто на рациональном уровне так не считает.
Но давайте представим ребенка, который, например, испытывает боль от того, что у него режутся зубки, или он чувствует дискомфорт от голода. У него нет никакого другого способа что-то с этим сделать, кроме как начать плакать, привлекая тем самым внимание мамы, которая, возможно, как-то облегчит ситуацию. Фактически, именно этот опыт становится для нас наиболее ранним и наиболее базовым, закладывая первичную модель работы с болью. На самой ранней, дорациональной и досознательной стадии существования мы формируем для себя алгоритм:
чувствую боль --> реагирую на нее страданием --> мир (точнее, мать, но для ребенка мать и есть мир) реагирует на наше страдание, облегчая его и давая желаемое.
Идет время, ребенок растет и усвоенная модель им снова и снова подкрепляется его опытом, расширяя свое влияние.
Н.И.Козлов пишет: "Это удивительная картина: вот двухлетка с отчаянно несчастным плачем бежит к маме, которая единственно может ее спасти, но на ее пути стою я. Она стукается о мои ноги, поднимает голову, плач мгновенно прекращается, глаза внимательные и спокойные. Поняв, что это не мама и вообще не интересно, малышка возвращается к своим делам, огибает эти ненужные ей ноги и снова с отчаянно несчастным плачем бежит к своей маме.
Видели такое?
Об этом феномене с удивленным восхищением рассказывают очень многие родители.
Сцена в гостях. В комнате было нас трое: я, племяшка два года и другая малышка того же возраста. Племяшка чем-то зацепила подружку, та ее в ответ укусила. Племяшке больно, следствие - плач. Первое ее движение в состояние плача было в мою сторону, но я смотрел на нее спокойно, не жалел. Она постояла, видимо вспомнила, что я пару раз уже не реагировал на ее плач, тогда она бежит к маме. Мама начинает жалеть ее и дает ее вкусненькое. Плач прекращается мгновенно, ребенок с удовольствием жует колбаску..." [2]
Другими словами, для ребенка плач и другие проявления страдания - это первичный и очень эффективный способ коммуникации с миром для облегчения страданий и получения желаемого. Вырастая, мы усваиваем и другие стратегии для достижения своих целей. И тем не менее, в тех случаях, когда все эти способы оказываются неэффективными, неокортекс сдается и мы регрессируем в более инфантильные состояния. И уже там, переживая чувства беспомощности, мы привычно начинаем страдать, бессознательно ожидая, что Мир отзовется на наше страдание.
Валерий Веряскин, которого я также считаю одним из своих учителей, поделился как-то историей:
"Знаете, одна моя знакомая рассказывала о психоделическом трипе, который она пережила в Южной Америке у тамошних шаманов.
Трип был многообразным, но был в нём такой замечательный момент.
Показалось девушке, что кто-то её схватил там, в этом потустороннем мире, и не отпускает – ну духи какие-то, сущности. И сделалось ей от этого ужасно страшно.
– Ой-ой-ой, – заверещала девушка, – отпустите меня!
– Сама отпусти, дура, – ответили ей невозмутимые духи." [3]
И эта история кажется мне прекрасной метафорой того, как мы держимся за наши страдания. Вроде бы и пытаясь как-то избавиться от них, а на деле - лишь все крепче сжимая объятия.
Когда приходит понимание, для чего мы на самом деле страдаем (не на рассудочном уровне, а как глубокий инсайт), когда мы отчетливо видим, насколько наивен и инфантилен такой способ бессознательной коммуникации с Жизнью, то все, что остается - смеяться над этой иллюзией и поражаться самому себе, каким же надо быть слепцом, чтобы годами взращивать и культивировать в себе депрессивные состояния.
* * *
P.S. Эта небольшая заметка первоначально была представлена небольшим постом в Facebook. Но пару недель назад этот пост (кстати, трехлетней давности) неожданно ожил, под ним стали появляться новые комментарии, и поэтому мне показалось разумным перенести его на свой сайт, немного дополнив одним замечанием.
Спустя эти 3 года, я отчетливо понимаю, что одного только инсайта, одного только "прозрения" здесь все же недостаточно. По крайней мере, этого оказалось недостаточно для меня. Для подлинного изменения ситуации необходима искренняя и бережная терапевтическая работа со своим Внутренним Ребенком (если пользоваться метафорой транзактного анализа).
[1] Виктор Ширяев. Работа с болью при помощи практики медитации // http://victorshiryaev.org/natural-pain-relief-seminar-video/
[2] Н.И. Козлов. Ребенок от 1 года до 3 лет: можно ли жить без плача? // http://www.psychologos.ru/articles/view/rebenok-ot-1-goda-do-3-let-dvoe-zn--mozhno-li-zhit-bez-placha-vop-zn-
[3] Валерий Веряскин. Если день не задался // http://buddhavgorode.com/bad-day/