Жизнь в гармонии

Авторский проект коуча Вадима Шумилова

Замедляйся! Когда полезно тормозить

b_200_500_16777215_00_images_speshka.jpgМы живем в стремительном мире.

Чтобы не остаться в аутсайдерах, нам приходится постоянно узнавать что-то новое, принимать решения и действовать быстро.

Мы расписываем свой распорядок дня с раннего утра и до позднего вечера, и если запланированные дела не выполнены за день, то на следующий день нам придется работать еще быстрее, чтобы выполнить не только запланированные дела, но и те, которые необходимо было сделать накануне. И неудивительно, что со временем почти у каждого из нас формируется привычка действовать в условиях дефицита времени.

Почему мы спешим?

Конечно, корни этой привычки не сводятся только к безумному рабочему ритму.

Нередко привычка спешить формируется в школьном возрасте. Поскольку все мы родом из детства, то и наш первый опыт работы, который оставляет свой отпечаток на всю нашу последующую жизнь, так же следует искать в нашем детстве.

b_200_500_16777215_00_images_shkol.pngЧто же для ребенка является первым опытом достаточно серьезной работы? Когда ребенок переходит от игр к планомерным и серьезным систематическим занятиям? Ответ очевиден: когда начинает ходить в школу. Игры кончились: ежедневно ребенку предстоит выполнять определенный объем обязательной и далеко не всегда интересной работы. Которая, кстати, так и называется - «Домашняя работа». И дети, как правило, под любым предлогом стараются как-то увильнуть от выполнения домашней работы, а родители, соответственно, каким-то образом пытаются мотивировать детей на то, чтобы эта работа была сделана.

При этом, в большинстве случаев, родители опытным путем «нащупывают» некие фразы, некие стратегии, с помощью которых у них получается воздействовать на ребенка и добиваться от него работы. И, конечно, если несколько раз получилось этого добиться, то именно эти стратегии родители и используют дальше.

Если родители сами живут в «скоростном режиме», то велика вероятность, что они используют стратегию «Спеши!». От таких родителей дети чаще всего слышат: «Времени нет! Чего тут непонятного? Нам еще надо успеть в секцию, делай быстрее свою математику, а то мы ничего не успеем!»

Ребенок привыкает выполнять работу, реагируя на эту стратегию и, более того, со временем он сам начинает себя мотивировать, бессознательно используя эту же стратегию. Со временем формируется привычка выполнять работу именно в условиях дефицита времени.

Кроме того, есть люди, в силу врожденных свойств характера более других предрасположенные к спешке и торопливости. Особенно много их среди людей, психологический тип которых отечественная психотерапия определяет как «гипертимная личность» или «гипертимный акцентуант». Такие люди с детства отличаются повышенным настроением, оптимизмом, бьющей через край энергией и, конечно, повышенной двигательной активностью.

«Homo trepidus», или «Человек спешащий»

Независимо от того, по какой причине люди приобретают привычку спешить, вместе с этой привычкой они зачастую приобретают и некоторые особенности поведения.

b_200_500_16777215_00_images_SORRY-I-AM-LATE.jpgВ частности, нередко для таких людей дефицит времени является необходимым «кнутом-погонялкой».

Именно нехватка времени является для них лучшим стимулом, лучшим способом «встряхнуться» и наконец-то сделать всю ту работу, которую они до этого долгое время откладывали.

Если Вы нашли в себе черты Homo trepidus, какие у Вас сильные стороны в этом случае?

Вы, вероятно, отлично справляетесь с работой, которую нужно сделать в самые сжатые сроки. Вы успеваете сделать много дел за короткое время. Вы, возможно, даже чувствуете драйв, если справляетесь с заданиями в кратчайшие сроки, и переживаете пик энергии и работоспособности в состоянии стресса и напряжения сил.

Что же касается слабых сторон, то, вероятно, Вы уделяете слишком мало внимания подготовке и планированию. При наличии свободного времени Вы можете откладывать начало работы "на потом" снова и снова, до тех пор, пока она не станет срочной, и только тогда приступите к ее выполнению. И поэтому Вы, возможно, часто допускаете ошибки. Отсюда - потеря времени на их исправление. И, в конце концов, работа может быть не выполнена в срок.

Вашим минусом может быть и то, что Вас, возможно, раздражает медлительность других людей. Когда Вы «разогнались», Вам может казаться, что окружающие «тупят» и не понимают элементарных вещей.

Что делать?

Вам стоит ввести в свою жизнь планирование распорядка дня. На стадии планирования выделяйте достаточное количество времени на выполнение задания. Задачу нужно разбить на мелкие подзадачи и каждой из них поставить крайний срок выполнения. Отнеситесь к этим промежуточным срокам очень серьезно.

Кроме того, для Вас может оказаться очень эффективным специальный инструмент. Наверное, многие его уже знают. Вы устанавливаете себе какой-то промежуток времени, скажем, 30 минут, и пытаетесь за эти 30 минут сделать задачу, которую, как Вы думали, нужно делать несколько часов. Это своеобразный вызов себе, а также эффективное использование Ваших сильных сторон. Результаты могут Вас приятно удивить.

Но иногда Вам нужно сознательно замедлять работу, особенно когда необходимо, чтобы другие люди успевали "переварить" информацию. Притормозить полезно также и тогда, когда Вы чувствуете, что уже «загнали» себя, что драйв уже ушел, а вместо него осталось перенапряжение и раздражение.

Как можно притормозить?

Существует множество способов, чтобы научиться сознательно замедлять свой режим деятельности, когда это необходимо. Один из таких способов, связанных с телесным расслаблением, мы кратко рассмотрели в статье «Как сохранить энергию: быстрая релаксация». Его можно рассматривать как предварительный, который полезно выполнить перед другими упражнениями на замедление.
Приведу еще 2 сравнительно простых метода, которые будут логичным завершением данной статьи:

  1. «Черепашка». Закройте глаза и представьте черепашку, которая медленно куда-то ползет по своим делам. Хорошо рассмотрите ее. Наблюдайте, как плавно и неторопливо она двигает своими лапками. Попробуйте сами на какое-то время стать этой черепашкой и мысленно двигаться так же плавно и неторопливо.
  2. Замедлите свои мысли, в первую очередь, свой мысленный диалог. Начните растягивать слова своего внутреннего диалога так медленно, как это возможно. Пусть эти слова звучат так, будто Вы слушаете кассетный магнитофон, на котором «зажевало» пленку. Аналогичным образом надо замедлить визуальные образы (если Вы отдыхаете с закрытыми глазами и наблюдаете при этом какие-то образы).

Надеюсь, что эти упражнения будут для Вас полезными и что Вы поделитесь результатами их применения в комментариях в статье.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить